Внедрение
в практику работы ММО современных инновационных форм методической работы
Сегодня выигрывает не тот, кто умнее, а тот кто на
день быстрее большинств .
(пословица)
Сегодня
основная цель методического объединения: обобщение инновационного педагогического опыта и
его распространение с целью повышения профессиональной компетентности учителя. «Это деятельность по
обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее
ценного опыта, а также созданию собственных разработок для обеспечения
образовательного процесса». Методическая работа – важнейшее звено системы
непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. Повседневная деятельность
по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и
учитель имеет возможность в ходе работы каждодневно на практике закреплять свои
теоретические познания.
Инновационные формы организации методической
службы: постоянно действующие семинары, клубы, ассоциации, творческие
группы, проблемные группы, тьюторские команды, социальное партнерство, теоретические
семинары, семинары-практикумы; диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор,
дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия»); «деловые
игры», ролевые игры, уроки-имитации, уроки-панорамы; лектории ученых-дидактов,
психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей; обсуждение передового
теоретического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению; мастер-классы
педагогов; конкурсы «Лучший учитель школы», «Учитель года», «Методист года» и
т. п.; педчтения, научно-практические конференции, методические конференции; педагогические
советы и др.
Сегодня мастер-класс рассматривается как форма диссеминации
инновационного педагогического опыта. Мастер–класс
– это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических»
действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной
и проблемной педагогической задачи. Мастер–класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена
опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация
оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех
участников занятия.
Технология
мастер-класса - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь
то прием, метод, методика или технология; передать продуктивные способы работы.
Как локальная технология трансляции педагогического опыта мастер-класс должен демонстрировать:
·
Конкретный
методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и
воспитания.
·
Он должен состоять
из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной
педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно
свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для
достижения цели, выбор темпа работы.
·
Мастер-класс
должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой
проблеме, что позволит расширить
свои представления знаниями других участников.
Критерии
качества подготовки и проведения мастер-класса
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура
презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике
образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей).
Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых
идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного
образования и методике обучения предмета, способность не только к
методическому, но и к научному обобщению
опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую
деятельность по созданию нового продукта.
|