Суббота
06.06.2020
17:52
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Полезные ссылки
  • МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева
  • ОДЭЦ
  • ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
  • Интеллектуально-творческий потенциал России
  • Сообщество учителей биологии Саратовской области
  • Здоровая школа
  • МУ "Управление образования, молодёжной политики и развития спорта"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Социальная сеть работников образования
  • Решу ЕГЭ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Усиление практической направленности биологии посредством формирования ключевых компетенций

    Усиление практической направленности биологии посредством формирования ключевых компетенций

    В последнее время, говоря об образовании вообще и о биологии в частности, все больше внимания уделяется ключевым компетенциям. Особенно в преддверии новых образовательных стандартов. Т.е. сегодня все чаще речь идет о новой системе образования.

    Причины перехода на новую систему общего образования следующие:

    По результатам международных исследований российские школьники не умеют:

    • распознавать практические проблемы в повседневной жизни;
    • формулировать выявленные проблемы;
    • переводить их в формат задачи;
    • соотносить проблемы с ранее полученными знаниями;
    • анализировать и оценивать результаты решения проблем.

    Сегодня учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, толкователя «правил игры», «администратора сети», он лишь организует (регулирует, направляет) процесс образования. Мы должны, прежде всего, воспитать личность, способную самостоятельно справляться с различными задачами, а не только обогатить ее багажом знаний.

    Характерные особенности новой системы общего среднего образования:

    n  интегрированные цели обучения доминируют над предметными;

    n  деятельностный подход уже вытеснил элементарные умения и навыки;

    n  компетентностный подход в обучении;

    n  переход на новую систему оценки качества школьного образования обучающихся;

    n  сотрудничество педагогов с учащимися.

    Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

    Обучение при компетентностном подходе — это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.

    Результат   при   компетентностном   подходе - готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию. Таким образом, ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества, которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетентности становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях.

    Конечно, перестраиваться очень трудно. Всегда акцент делался на знания, а сейчас не очень понятно, чего от нас хотят. Я в течение двух лет очень пристальное внимание уделяю методу проектов в учебной и внеурочной деятельности. И мне кажется, что я начала понимать, что нужно от школы – применение знаний, практика, интеграция. В жизни разделить знания невозможно!!! Важно, чтобы дети это тоже понимали.

    Приведу некоторые примеры.

    - Проект «Пища, приготовленная самой природой» о роли молока для здоровья человека (работают учащиеся 8 и 11 классов) 8 класс акцент на роли молока для здоровья , 11 класс о химии молока. Ценность данного проекта, на мой взгляд, его актуальность (все кл. руководители сейчас борются за горячее питание, а также постановление правительства по программе «Школьное молоко» 3 сентября 2009 года под председательством члена президиума фракции «Единая Россия», заместителя председателя областной Думы Марины Алешиной состоялось заседание рабочей группы комитета по социальной политике, на которой рассмотрено шесть законопроектов. Один из шести законопроект о внесении изменений в региональный Закон «Об образовании» разработан в целях реализации проекта «Школьное молоко», инициированного депутатами фракции «Единая Россия», для организации правильного питания школьников и обеспечения молоком учеников с первого по четвертый классы. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2010 года).  Вот она и практическая направленность и интеграция.

    - Проект «Исследование качества водопроводной воды п.Светлый». Данный проект выполнялся учащимися 8 класса в рамках предметов биологии и химии. Тема очень актуальна для нашего поселка. Учащиеся должны были изучить теоретический материал  о роли воды  в организме человека. Проанализировать медицинскую статистику по заболеваемости жителей нашего посёлка, предположив, как это может быть связано с качеством  водопроводной воды. Провести химическое исследование водопроводной воды нашего посёлка. Сравнить её качество с родниковой водой, бутилированной водой  и водой, прошедшей многоступенчатую фильтрованную очистку. Провести социологический опрос о качестве водопроводной воды. Разработать рекомендации жителям посёлка  по способам очистки воды. С этой работой мы выступали на областной  экологической конференции (проводимой ОДЭЦ) в прошлом году и заняли второе место.

    - В прошлом году мы провели большую работу (выполнили несколько проектов) по вопросам семьи, ее роли и биологической, и социальной, и экологической, и государственной (в рамках Года семьи). С этими проектами ребята участвовали в различных конкурсах и конференциях. Были получены достаточно весомые результаты: I  место на Российском конкурсе «Первые шаги в науку», II место в областном конкурсе «Права человека глазами ребенка», III место на областной конференции «Инициатива молодых». На первый взгляд, кажется, что данная работа не связана с биологией, но все зависит от учителя, на чем он сделает акцент (на демографической ситуации, рождаемости и смертности, состоянии здоровья и т.д.). И ребенок выберет направление соответствующее своему интересу: экология, ОЗОЖ, социология, психология, правоведение и т.д. Конечно, эти проекты требуют больше половины работы во внеурочное время. Но когда есть результат, это большой плюс в повышении самооценки ребенка, в развитии интереса к исследовательской работе, в формировании навыков общения, работы в группе и выступления на аудиторию. И самое главное – понимание, что все, что изучается в школе связано с повседневной жизнью каждого отдельного человека и всего общества.

    - Те учителя, кто работает по учебнику Пономаревой, особенно в 10-11 классов, согласятся, что и на уроках биологии есть место проектам. Это культурологические, мировоззренческие темы. Я считаю, что я недостаточно компетентна в этих вопросах. Поэтому, выбирая эти темы для проектов, приглашая к совместной работе учителей других предметов (лит-ры, истории, МХК) мы с ребятами узнаём гораздо больше, чем дано в учебнике. Планируя свою работу стараюсь, чтобы каждый ученик в течение года проработал хотя бы один проект. Темы проектов:

    10 класс:

    • Живой мир в культуре
    • Взаимодействие человека и природы на разных исторических этапах
    • Антропогенные изменения в экосистемах
    • Охрана редких и исчезающих видов

    11 класс:

    • Наследственные болезни человека
    • Этические аспекты медицинской генетики.
    • Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.
    • История развития цитологии.
    • Гармония и целесообразность в живой природе
    • Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.
    • Время экологической культуры

    Конечно, не все так безоблачно. 1 час в неделю, отсутствие профиля, мониторинги и экзамены, которые проверяют знания, даже олимпиады, проверяющие терминологию, а не компетенции. Но все равно, наш предмет больше чем какой бы то ни был остается практико-ориентированным, связанным с жизнью и со здоровьем. И на над этим работать.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Webnik (17.07.2012)
    Просмотров: 1147 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: