Пятница
19.04.2024
04:05
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Полезные ссылки
  • МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева
  • ОДЭЦ
  • ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
  • Интеллектуально-творческий потенциал России
  • Сообщество учителей биологии Саратовской области
  • Здоровая школа
  • МУ "Управление образования, молодёжной политики и развития спорта"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Социальная сеть работников образования
  • Решу ЕГЭ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО В РАМКАХ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

    МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

    Васильева О. М.
    Учитель биологии МОУ «СОШ №3 имени В.Н.Щёголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

    Методическая поддержка это не только деятельность по накоплению знаний об инновационных технологиях, но и способность их выбирать, то есть формирование инновационной грамотности учителя. Особенно актуально это с молодыми специалистами. Перед методической службой стоит задача адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов. Нужно чтобы они остались работать в школе – не испугались, не разочаровались в работе, а их молодой азарт направить в нужное русло. Чтобы не пострадал школьный образовательный процесс.
    В работе с молодыми специалистами мы используем две основные формы – индивидуальную и коллективную. Среди индивидуальных форм можно выделить традиционные: индивидуальные консультации, наставничество (приказ о назначении наставников издается руководителями в начале года), самообразование, работа над личной творческой темой (при планировании работы ММО отчету о темах самообразования уделяется большое внимание) и т. д. Среди коллективных форм можно выделить: теоретические семинары (доклады, сообщения), семинары-практикумы (сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях), диспуты, дискуссии, «деловые игры», ролевые игры, уроки-имитации, уроки-панорамы, лектории опытных педагогов, методистов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей и др.
    Более подробно хочу остановиться на такой форме работы как методический семинар на определенную тему, вызывающую затруднения у многих педагогов. Хочется отметить, что к работе в семинаре привлекаются как опытные педагоги, имеющие практические знания по проблеме, так и молодые, которые владеют научной теоретической базой по данному вопросу. Отсутствие у них практики может подсказать нестандартный подход к решению проблемы.
    Особенно актуальной в последнее время в образовании стала работа с одаренными детьми. К сожалению, многие методы выявления и обучения одаренных детей, которые в настоящее время используются в школьной практике, не имеют прочной теоретической базы, что негативно сказывается на их эффективности. Школьный психолог не может оказать должную помощь педагогу. По мнению Дж. Рензулли, известного в области одаренности специалиста: «Успешность работы с одаренными детьми напрямую зависит от того, в какой степени разработанная программа базируется на «унифицированном и взаимосвязанном множестве принципов». Без теоретической основы программы по работе с одаренными детьми представляет собой лишь некоторую коллекцию методических приемов и практик. На сегодняшнем семинаре мы постараемся кратко познакомиться и с теоретической базой, и с некоторыми методическими приемами из собственной практики педагогов.
    Цель семинара. Знакомство с предлагаемыми методиками изучения и развития одаренности, алгоритмами их использования, развитием методических навыков и умений применения знаний на практике.
    Ожидаемые результаты: Теоретическая подготовка, повышение интереса к проблеме, желание решения проблемы работы с одаренными
    План семинара:
    1) Одаренность. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес). Одаренность как проявление творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин). Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева). Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов).
    2) Из опыта работы по развитию одаренности. Работа педагогов по подготовке к олимпиадам, над проектами к конкурсам и конференциям, работа научного общества обучающихся, впечатление детей от этой работы.
    3) Психологическая игра с вовлечением педагогов. Коллаж для развития творческих (дивергентных) способностей.
    4) Рефлексия
    Подготовительный этап.
    1. Четкая формулировка темы методического семинара и преследуемой цели. Исходя из поставленных целей, прописаны шаги, которые необходимо предпринять, чтобы их достичь:
    - Планирование основных вопросов, распределение их среди коллег для изучения и выступления
    - Обсуждение вопросов по обмену опытом с коллегами, работающими по подготовке к олимпиадам, конкурсам, руководителями кружков
    - Встреча с обучающимися, предложение и обсуждение их выступлений
    - Индивидуальная работа с психологом. Обсуждение плана семинара, «запроса» учителей – предметников по данной теме и предложений психолога.
    2. Сбор необходимого материала, текстового и наглядного. Оформление его необходимым образом, доступным для восприятия. Подготовка презентации, раздаточного и стимульного материала, инструментария для проведения психологической игры и рефлексии.
    3. Планирование активных форм обучения, предполагающих не просто слушание участников семинара, но и живое участие (Коллаж, привлечение обучающихся со своими проектами и комментариями).
    4. Четкое планирование хода семинара с чередованием активность и пассивность присутствующих на семинаре.
    5. Планирование ожидаемых по окончанию семинара, критериев по которым можно судить о достижении цели. Использование всех возможностей: анкетирование, опрос, отзывы, сбор предложенных решений, выводов, результатов коллективного творчества.
    Организационный этап.
    1. Выбор помещения для проведения семинара (площадь, посадочные места, функциональность, эстетичность).
    2. Заблаговременное оповещение заинтересованных в методическом семинаре участников. Обсуждение условий участия в нем, сроков и условий проведения методического семинара.
    3. Анализ времени проведения семинара, планирование перерыва. Четкое обозначение времени выступления приглашенных специалистов краткое знакомьте их с ходом проведения семинара.
    4. Подготовка помещение так, чтобы все необходимое, было в зоне досягаемости. Продумывание расположения участников семинара. Проверка работы всех мультимедийных средств, необходимых для работы. Глубоко вдохните, приосаньтесь и с доброжелательной улыбкой встречайте приглашенных!
    Ход методического семинара.
    1. Рассмотрим кратко суть некоторых теорий одаренности (некоторые педагоги ММО заранее изучили вопрос и познакомили присутствующих с разными теориями и концепциями):
    Концепция «возрастной одаренности». Н.С. Лейтес в многосторонних исследованиях обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития. Он убедительно показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. В отечественной психологии широкое распространение и признание получили положения о ведущей для каждого возраста деятельности и социальной ситуации развития как двух важнейших факторах психического развития личности.
    Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М. Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает: а) доминирующую роль познавательной мотивации, б) исследовательскую творческую активность, в) возможности достижения оригинальных решений, г) возможности прогнозирования, д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Она совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека. По мере творческого развития одаренного ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся стереотипов. Решение такой «нерешаемой» проблемы составляет акт творчества.
    Динамическая теория одаренности Ю.Д.Бабаевой. Ядро ДТО состоит из трех базовых принципов:
    1. Принцип социальной обусловленности развития (неприспособленность ребенка к окружающей его социально-культурной среде порождает различные препятствия на пути развития его психики).
    2. Принцип перспективы будущего (возникшие преграды стимулируют включение процесса компенсации, они становятся «целевыми точками» развития и направляют его).
    3. Принцип компенсации (наличие препятствия усиливает и заставляет совершенствоваться психические функции, что приводит к преодолению препятствий, а в результате к приспособленности ребенка к социально-культурной среде.
    Это фундаментальное положение было закреплено И. П. Павловым. Даже инстинктивные действия животных не могут быть поняты до конца, если они не будут рассмотрены в «перспективе будущего». Механизм образования этого рефлекса цели связывается с наличием препятствия, преграды.
    Экопсихологический подход к развитию одаренности В.И.Панова. Учебные программы и образовательная среда в целом должны создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя, и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным, причем как в одной и той же ситуации, так и в разных. Образовательная среда должна обеспечивать возможность каждому учащемуся найти свою «экологическую» нишу для развития и обретения своей индивидуальности. Выделены следующие типы образовательной среды как средства развития одаренности в соответствии с уровнями ее проявления: 1 тип — для группы детей с «процессуальным уровнем» развития одаренности образовательная среда должна служить средством для раскрытия и развития природных задатков и быть ориентированной на перцептивную сферу ребенка; 2 тип — для детей с одаренностью на уровне «психического состояния» образовательная среда должна стать средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта, в котором интегрируются познавательная, операциональная, эмоциональная и личностная сферы ребенка; 3 тип — для детей с «личностным уровнем» одаренности образовательная среда должна стать средством удовлетворения («насыщения») потребности в выполнении интересующей его деятельности, его личностного становления и самоутверждения и освоения общечеловеческих ценностей и нравственных норм в своем сознании.
    Экологическое образование является мощным развивающим потенциалом одаренности в период детства, носит интегративный характер и включает в себя следующие основные компоненты: когнитивный опыт (формирование экологических знаний), опыт отношений (формирование экологического отношения к окружающему), опыт практической деятельности (формирование умений, способов экологической деятельности), креативный опыт (формирование элементов творческой деятельности).
    Прослушав теоретический материал, коллеги могли задать интересующие их вопросы. Выслушать мнение выступающих о возможности применения данных знаний в своей практике. Выступающие делают вывод о необходимости создания системы работы всей школы по данному направлению с выделением одной теории для ее глубокого изучения.
    2. Далее выступают педагоги, рассказывают и показывают видеофрагменты своих занятий, разнонаправленных упражнений и заданий по работе со способными детьми. Демонстрируются самые удачные детские проекты. Учащиеся самостоятельно рассказывают о своей совместной с педагогами и индивидуальной работе, отмечают положительные моменты, высказывают свои замечания и пожелания.
    3. Психолог проводит психологическое занятие, используя технологию коллаж для развития творческих (дивергентных) способностей. Все присутствующие педагоги делятся на группы. Каждая группа получает задание, инструменты и за определенное время выполняет работу, а затем ее защищает. Психологом предложены примерные темы работ, которые можно проводить с детьми для развития творческих способностей обучающихся.
    4. Рефлексия позволяет участникам семинара осознать информацию и впечатление после проведения семинара, а руководителю и психологу эта информация полезна для анализа проделанной работы, коррекции и планирования будущей работы. Поэтому и семинар заканчиваем рефлексией настроения и эмоционального состояния. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения участники показывают или сдают ведущему. Зеленый - Я уже об этом знал(а), но было интересно.
    Синий - Я узнал)а) много нового интересного. Фиолетовый - Буду это применять в своей дальнейшей работе. Красный - Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.
    И в заключении прием анализа субъективного опыта-синквейн, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
    Используемая литература
    http://journals.uspu.ru
    http://cyberleninka.ru
    http://www.pedlib.ru
    http://www.prioslav.ru
    http://www.kakprosto.ru

    Категория: Мои статьи | Добавил: webnik2541 (19.06.2016)
    Просмотров: 403 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0