Суббота
06.06.2020
17:28
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Полезные ссылки
  • МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева
  • ОДЭЦ
  • ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
  • Интеллектуально-творческий потенциал России
  • Сообщество учителей биологии Саратовской области
  • Здоровая школа
  • МУ "Управление образования, молодёжной политики и развития спорта"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Социальная сеть работников образования
  • Решу ЕГЭ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Метод проектов как одно из средств усиления практической направленности предметов естественного цикла.
    Мастер-класс по теме: Метод проектов как одно из средств усиления практической направленности предметов естественного цикла.
    Цель. Диссеминация педагогического опыта в вопросе применения проектной методики в процессе обучения.
    Задачи.
    Продемонстрировать методы по организации проектной деятельности учащихся;
    Показать на конкретном примере работы над проектом усиление практической направленности предметов естественного цикла;
     Познакомить с разными вариантами работы над проектом.
    Оборудование.
    Компьютер
    Мультимедийный проектор
    Лабораторное оборудование (спиртовка, стеклянный мерный цилиндр 100-250 мл, химический стакан, большая пробирка с пробкой, ватные и бумажные фильтры, воронка, бюретка, пипетки на 10 и 20 мл, колба коническая на 100 мл, стеклянная палочка, держатель, чашка Петри)
    Химические реактивы (вода питьевая, вода дистиллированная, децинормальный раствор щелочи NaOH, 1-процентный спиртовой раствор фенолфталеина, 40-процентный раствор формалина, раствор йода, раствор серной кислоты, крахмальный раствора йодида калия, этиловый спирт)
    образцы молока разных производителей
    Участники мастер - класса - работники МУ «Управление образования, молодежной политики и развития спорта», педагоги ММО учителей физики, химии и биологии, другие педагоги.
    Ориентировочное время мастер - класса 30 мин.
     
    Ход мастер - класса
    1. Приветствие. Организационный момент.
    2. Вступительное слово учителя.
    Сегодня выигрывает не тот, кто умнее, а тот, кто на один день быстрее большинства.
    Пословица
    В последнее время, говоря об образовании вообще и о биологии и химии в частности, все больше внимания уделяется ключевым компетенциям. Особенно в преддверии новых образовательных стандартов. Т.е. сегодня все чаще речь идет о новой системе образования.
    Причины перехода на новую систему общего образования следующие: В Советском союзе и в России в школе всегда давали самые лучшие фундаментальные знания. А по результатам международных исследований российские школьники не умеют:
    распознавать практические проблемы в повседневной жизни;
    формулировать выявленные проблемы;
    переводить их в формат задачи;
    соотносить проблемы с ранее полученными знаниями;
    анализировать и оценивать результаты решения проблем.
    Современное обучение или обучение при компетентностном подходе — это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.
    Конечно, перестраиваться очень трудно. Всегда акцент делался на знания, а сейчас не очень понятно, чего от нас хотят. Я в течение трех лет очень пристальное внимание уделяю методу проектов в учебной и внеурочной деятельности. И мне кажется, что я начала понимать, что нужно от школы – применение знаний, практика, интеграция. В жизни разделить знания невозможно!!! Важно, чтобы дети это тоже понимали.
    Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие».
    В последнее время очень актуальной, инновационной является проектная методика. По этой теме достаточно много есть литературы.
    Требования к проекту:
    Конкретность. Конкретность проекта означает, что он содержит:
    - этапы и конкретные сроки их реализации;
    - четкие и диагностируемые задачи;
    - конкретные и измеряемые результаты;
    - планы и графики выполнения работ;
    - конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
    2. Целостность. Речь о том, что общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
    3. Последовательность и связность. Предполагается, что этапы проекта логично выстроены,  соотносятся и обосновывают друг друга, а  цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы.
    4. Объективность и обоснованность. Необходимо  доказать, что идея  проекта, подход к решению проблемы  не случайны, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
    5. Жизнеспособность. Авторы должны определить перспективы развития проекта в дальнейшем, возможность его реализации в других условиях.
    Наверное, все педагоги знают, что собой представляет проектная методика. Но как практически можно организовать эту работу хочу сегодня показать на примере работы над конкретным проектом.  Работать будем в малых группах (это одно из условий мастер-класса). Речь будем вести о пользе молока.
    3. Практическая часть. Выполнение проекта.
    Цель. Подготовить  проект по теме о роли молока.
    Задачи.
    Продумать план проекта, его цель, задачи, гипотезу
    предложить теоретическую и практическую часть
    продумать оформление полученных результатов
    спланировать дальнейшую социально-значимую работу с проектом
    Сроки. Проект долгосрочный.
    Оборудование. Лабораторное оборудование, хим. реактивы, образцы молока разных производителей.
    Тип проекта. Межпредметный проект.
    I. На начальном этапе предполагается мозговой штурм, дискуссионная, живая форма общения, в которой совместными усилиями предлагается тема проекта, основная, примерная цель и задачи, предлагается гипотеза проекта или выдвигается проблема.
    II. Работа в малых группах (если участников много, то работу можно разделить по группам, если участников ограниченное количество - то работу каждой группы можно делать поэтапно).
    1 исследовательская группа. Теоретики (прогнозирование).
    Изучить литературу, имеющуюся поданной теме (в идеале литература подбирается под тему, на практике учащимся легче корректировать тему, цели и задачи под имеющуюся литературу).
    Скорректировать тему, цели, задачи, гипотезу проекта.
    Предложить план проекта, подобрать литературу для работы.
    2 исследовательская группа. Социологи (изучение общественного мнения отношения к проблеме)
    Предложить вопросы для социологического опроса.
    Подсчет и анализ полученных результатов.
    Оформление полученных результатов  и выводы.
    3 исследовательская группа.  Аналитики (сравнение качества молока разных производителей).
    Изучить нормативные показатели качества молока.
    Сравнить качество молока разных производителей.
    Сделать выводы, выработать рекомендации.
    4 исследовательская группа. Санитарные эксперты (определение органолептических показателей качества молока)
    Определить внешний вид молока
    Определить цвет молока.
    Определить консистенцию молока.
    Определить запах молока и вкус молока.
    Сформулировать выводы.
    5 исследовательская группа. Эксперты-химики (определение физико-химических показателей молока)
    Определить степень чистоты молока.
    Определить воду в молоке.
    Определить крахмал в молоке.
    Определить белок в молоке.
    Определить кислотность молока
    6 исследовательская группа. Статисты (оформление результатов проекта)
    Обобщить весь материал.
    Оформить материал в виде презентации (для защиты).
    Оформить печатный экземпляр проекта
    Оформить буклеты, газеты, листовки для распространения результатов проекта.
    4. Защита проекта.
    Отчет всех групп, представление результатов.
    Показ презентации и работы, выполненной учащимися 8 класса.
    5. Подведение итогов
     Сегодня учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует процесс образования. Мы должны, прежде всего, воспитать личность, способную самостоятельно справляться с различными задачами, а не только обогатить ее багажом знаний.
    Мне очень понравились слова М.Волошина, думаю, что они в равной мере предназначены и для учеников и для учителей.
    Жизнь – это бесконечное познание, бери свой посох и иди.
                                       Максимилиан Волошин
    6. Ответы на вопросы участников мастер - класса.

    Используемая литература.
    Проектная деятельность учащихся, сост. Ушакова И.А., ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2009
    Мастер-класс как форма диссеминации инновационного педагогического опыта, Горшкова Т.Б.,  ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2010
    Педагогический проект как средство конкурентноспособности учителя, Горшкова Т.Б.,  ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2010
    Диссеминация передового педагогического опыта, Горшкова Т.Б.,  ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2010
    Сущность и специфика инноваций в образовании, Мигунова Е.А., ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2010
    Образовательная технология: от приема до философии, Гузеев В.В., М.1996
    Категория: Мои статьи | Добавил: Webnik (17.07.2012)
    Просмотров: 589 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: