Суббота
06.06.2020
16:17
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Полезные ссылки
  • МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева
  • ОДЭЦ
  • ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
  • Интеллектуально-творческий потенциал России
  • Сообщество учителей биологии Саратовской области
  • Здоровая школа
  • МУ "Управление образования, молодёжной политики и развития спорта"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Социальная сеть работников образования
  • Решу ЕГЭ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Использование ИКТ на предметах естественного цикла(2 часть)

    Основное затруднение, с которым сталкиваются учителя при организации на уроке коммуникативного взаимодействия, связано с недостатком времени для того, чтобы выслушать точку зрения каждого ученика. В результате в обсуждении участвуют только  наиболее активные ученики,  в то время как остальные, а их большинство, довольствуются ролью пассивных слушателей. Для преодоления возникшего затруднения появляется возможность оставить свой ответ на сайте, у педагога появляется средство организации коммуникативного взаимодействия, позволяющие быстро получать и обрабатывать информацию от каждого ученика. Там же ученики могут оставить свои пожелания, если они стесняются сказать их лично педагогу.

    Многие биологические, экологические, химические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Тем более всем хорошо известно, что наглядных пособий  почти нет (особенно по экологии). Развитие абстрактного мышления школьников происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину экологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. С помощью компьютера можно смоделировать сложные естественнонаучные процессы и закономерности. ИКТ помогают в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы учащихся, объяснении и закреплении нового материала.

    Можно использовать следующие методические приемы:

    1.     Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

    2.     Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

    3.     Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

    4.     Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

    Для работы с учащимися, начиная с 5 класса, я использую презентации, подготовленные специально для включения учащихся в различные виды деятельности, направленные на вовлечение учеников в предмет. Презентация  с красочными видами природы может стать декорацией для  создания и разыгрывания учебных ситуаций: экскурсий, диалогов, сцен. Наблюдая сначала за красотой окружающего мира, а затем за последствиями негативного влиянием человека на наш мир учащиеся самостоятельно делают вывод о хрупкости нашей планеты.

    В преподавании предметов есть еще одна сложность – излишняя теоретизация некоторых тем. Например, в 11 классе на экологии тема «Экологические последствия военных действий». Учащиеся не могут увидеть подтверждение теоретического материала. Понимание этого привело меня к рождению замысла проведения зачета после выполнения проекта.

    Проблема в преподавании встает также при осуществлении обучения учащихся, находящихся на надомном обучении по состоянию здоровья. Из-за ограниченности часов, невозможности ребенком посещать школу ученик поневоле ощущает свою неспособность заниматься нормально и страдает от этого. Чтобы ликвидировать этот пробел учитель в обучении использует ИКТ сам и предлагает это ученику. При этом процесс обучения для ребенка проходит интереснее, легче и плодотворнее, ведь составив презентацию по заданной теме, ученик изучит широкий круг литературы, на освещение которого у учителя просто нет времени.

    Как в самом начале освоения процесса использования ИКТ в обучении и воспитании, так и сейчас я стараюсь оптимально и органично ввести новые технологические средства в  традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

    Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Вообще это процесс творческий. Но когда такой урок готов, то работа на нем становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.

    Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика»1.

    ИКТ очень широко применяется во внеурочной деятельности учащихся (конференции), а также интегрируется в другие предметы. Вот уже много лет в нашей школе традиционно проводится экологическая конференция, посвященная Дню Земли 22 апреля. Все желающие занимаются разработкой и изготовлением различных проектов, особая ценность которых (помимо ценности вообще, поскольку продуктивная, креативная деятельность ценна сама по себе, тем более по инициативе детей, заключается в следующих «ключевых словах»:

    1.     Междисциплинарность – проект включает несколько разных дисциплин и требует от ребенка поиска и соединения различных знаний;

    2.     Оригинальность – в основе проекта - нестандартная идея, оригинальный способ решения проблемы, применение новых инструментов;

    3.     Технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, фото- и видео-камеры, электронные коммуникации), то интересно воспользоваться ИТ для оформления и реализации проектов;

    4.     Завершенность – проект интересен в «готовом виде», ребята индивидуально или мини-командами должны пройти все стадии разработки проекта и готовый продукт представить на обсуждение аудитории.

    Такую работу ученики делали и раньше, только называлась она не проектами, не использовались компьютеры, Интернет, мультимедийные проекторы. Ребята работали в библиотеке, оформляли все на бумаге. Теперь работать им стало куда интереснее и проще.

    Повторюсь, важным условием для совершенствования процесса обучения (особенно в старших классах) является интеграция современных образовательных и информационных технологий. Это особенно актуально сегодня, когда в образовании на первое место ставится не обогащение учеников багажом знаний, а формирование у них ключевых компетенций. Тем более дети хорошо видят, что в нашей жизни трудно разграничить разные науки. Часто при изучении некоторых тем по биологии, экологии я использую готовые программные материалы по биологии (1С – репетитор, Биоэнциклопедия, Энциклопедия Кирилла и Мефодия и др). Самый простой способ, в ходе урока я ставлю перед детьми проблему, и они при помощи компьютера ищут ответ. Экология интегрируется практически со всеми предметами: математикой, химией, географией, биологией, литературой и др.

    Но, на мой взгляд, самым важным  в применении ИКТ в школе является Интернет.

    В.В.Гузеев  заведующий кафедрой образовательной технологии АПКиПРО, доктор педагогических наук, профессор Вячеслав Валерьянович Гузеев представляет классификацию образовательных технологий по 5 поколениям, оценивая их результативность единым набором параметров. В общем виде это выглядит следующим образом:

    1 поколение - Традиционные методики – эффективность 40%

    2 поколение – Модульно-блочные технологии – эффективность 45%

    3 поколение – Цельноблочные технологии – эффективность 50%

    4 поколение - Интегральные технологии – эффективность 60%

    5 поколение – Технология образования в глобальном информационном пространстве (ТОГИС) – эффективность 70%

    Использование собственно информационной сути Интернета сводится чаще всего к поиску информации учителем, что, несомненно, очень важно.

    Но еще важнее поиск информации учениками. Однако случаи использования информационных ресурсов Сети для обучения весьма редки и в большинстве своём имеют демонстрационный характер. Всё еще преобладают обращения к Интернету для убеждения в полезности подобных обращений. Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл состоит в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.

    Использование Интернета в своей работе позволило мне решить еще одну проблему, часто возникающую при обучении учащихся – проблему мотивации. Часто бывает, что констатация учителем того или иного факта воспринимается как «навязывание» учителем той информации, которая интересна только ему, как предметнику, которая, по мнению учащихся совсем не важна и не нужна ребятам в будущем. И ученики на подсознательном уровне отторгают предложенную информацию. Спланировав работу таким образом, чтобы ребята нашли нужную информацию в сети Интернет, учитель исподволь показывает важность информации, ее связь с жизнью, проблемность.

    Мы должны, прежде всего, воспитать личность, способную самостоятельно справляться с различными задачами, а не только обогатить ее багажом знаний. Технология Образования в Глобальной Информационной Сети и Информационно-коммуникативные технологии позволяют, как нельзя лучше решить поставленные задачи.


    Заключение

     

    Любое начинание, любое нововведение – это колоссальный труд. Особенно, если результаты нужны хорошие, а видно их не сразу. На первый взгляд может показаться вся бессмысленность внедрения ИК технологий в преподавание экологии. Количество часов на преподавание экологии уменьшается, возможность профильного обучения экологии невысока, особенно в небольших школах на периферии. Но эти трудности должны наоборот подстегнуть учителей к этой работе. Ведь в независимости от количества часов в школе всем хорошо известна зависимость человечества от экологии, ее важность при изучении других предметов. Именно благодаря технологиям ИКТ и ТОГИС учащиеся смогут сами ориентироваться в мире безграничной информации. Как бы трудно не было нам, учителям работать с компьютером, как бы нам не казалось, что ребята умеют это делать лучше, нам все равно придется шагать в ногу со временем. Ученики будут нас учить работать на компьютере, а мы должны их научить добывать информацию, анализировать ее, применять в новой обстановке, т.е. учиться.

    В период процветания рыночной экономики встал вопрос и об "экономике знаний”. Мы должны прежде всего воспитать личность, способную самостоятельно справляться с различными задачами, а не только обогатить ее багажом знаний. Работа школы должна быть ориентирована на будущее, ребенок должен иметь возможность построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, он должен иметь возможность осуществлять выбор, исходя из оценки своих возможностей в конкретной ситуации. Т.е. вся работа школы с учеником  связанна с мотивацией на непрерывное образование.

    Роль педагога сегодня значительно возрастает, но не как источника информации. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание культуры, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно. Мы должны быть современными, знать, чем живут сегодняшние дети. Если педагог сумеет сформировать у учащихся такие социально адекватные ценности, как:

    1.     потребность в получении знаний;

    2.     умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;

    3.     выбор наиболее оптимальных путей для решения  учебных задач;

    4.     планирование своей образовательной деятельности;

    5.     позитивная самооценка;

    Такой педагог будет считаться современным, качественно выполняющим свою работу.

     Тот факт, что ИКТ в современном образовании очень важны, подтверждается еще и списком ключевых компетенций, которые выработаны Советом Европы (Модернизация Российского образования):

    политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов;

    компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений;

    компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.;

    компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;

    компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.

    Я считаю, и мой многолетний опыт доказывает это, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

    ·        мне интересно то, чему меня учат;

    ·        мне интересен тот, кто меня учит;

    ·        мне интересно как меня учат. 

    Применяя ИКТ, ТОГИС технологии, я думаю, что выше названные три условия соблюдаются, и задачи образования решаются.

     Список использованной литературы:

    1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
    2. Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов// статьи конференции (3июня2003 года, г. Москва)-М.: Издательство МЭСИ, 2003. –96 с.
    3. Гузеев В.В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
    4. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М, 2001.
    5. Гузеев В.В. Системные основания образовательной  технологии. — М, 1995
    6. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.
    7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989.
    8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. — М, 2001.
    9. Курманалина Ш.Х. Электронная методическая система в педагогическом  колледже. Школьные технологии №2, 2003 г.
    10. Питинова Т.Г. Образовательные технологии / Педагогическая технология: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – Белгород, 1998. – С. 157 –186.
    11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998.
    12. Селевко В.Г. Современные информационно-технические средства в школе. М.: Народное образование, 2002.
    13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
    14. Интернет в гуманитарном образовании/Под. Ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, 2001.
    15. http://www.kaliningrad.fio.ru
    16. http://center.fio.ru
    17. http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3744/Itemid,0/
    18. http://gouzeev.nm.ru/IOT.htm

    19.  http://gouzeev.nm.ru/TOGIS.htm

    Категория: Мои статьи | Добавил: Webnik (17.07.2012)
    Просмотров: 787 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: