Суббота
06.06.2020
16:58
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Полезные ссылки
  • МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева
  • ОДЭЦ
  • ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
  • Интеллектуально-творческий потенциал России
  • Сообщество учителей биологии Саратовской области
  • Здоровая школа
  • МУ "Управление образования, молодёжной политики и развития спорта"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Социальная сеть работников образования
  • Решу ЕГЭ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Использование ИКТ на предметах естественного цикла(1 часть)

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

     Введение

     Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Предполагается большая самостоятельная работа учащихся с фактическим материалом, с первоисточниками, формирование умений анализировать, синтезировать, обобщать полученный материал, делать выводы. Ученик должен  уметь отстоять собственное мнение, проявить активную жизненную позицию. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенции в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образования должна занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание (МСОО). Для достижения этой цели современный учитель также должен проявлять новую педагогическую позицию – учителя-управленца, в отличие от традиционного представления об учителе как источнике информации. Содержание образования, и его характер полностью определяются текущим состоянием общества и теми требованиями, которые общество предъявляет человеку. Сегодня человек если не в детском саду, то уж на пороге общеобразовательной школы попадает в условия компьютеризованного учебного процесса. Компьютерноориентированные методики обучения являются реализацией новых информационных технологий обучения.


    Использование ИКТ в образовательном процессе на уроках предметов естественнонаучного цикла

     

    Уже общепринят тот факт, что ИКТ являются катализатором преобразований в обучении и создает возможности для изменения средств и способов деятельности, пересмотра методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения. Преимущества ИКТ технологий, по сравнению с традиционными, многообразны. Они позволяют наглядно представить материал, дают возможность эффективной проверки знаний, расширяют многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

    Информатизация образовательного процесса включает в себя:

    ·        компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

    ·        интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;

    ·        медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.1

    Способы внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс различны. Среди них можно выделить создание информационного пространства школы через школьный сайт, использование электронных ресурсов в предметных областях, разработка и реализация межпредметных проектов и другие. Однако, как показывает практика, ИК-технологии в школе не получают должного распространения.

    Основной проблемой в использовании компьютерных программ для учителя является неадекватность программ по отношению к «своему» учебнику и трудность их адаптации к конкретным методикам, ученикам, урокам. Экология является ярким примером этого. Мы работаем по региональной программе по экологии, учебники по федеральной программе, компьютерные программы представляют что-то среднее между разными федеральными программами, а иногда мы вообще используем компьютерные материалы по биологии. Преподавателю приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Эти проблемы решаются, если преподаватель имеет в своем распоряжении открытые программно-инструментальные среды для подготовки учебных заданий. Наиболее доступным средством для создания собственных обучающих  продуктов является программа Power Point для подготовки презентаций. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др.

    Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она  обеспечивает  учителю возможность для:

    ·        информационной поддержки;

    ·        иллюстрирования;

    ·        использования разнообразных упражнений;

    ·        экономии времени и материальных средств;

    ·        построения канвы урока;

    ·        расширения образовательного пространства урока.

    Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

    ·        концентрация внимания;

    ·        включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

    ·        более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;

    ·        повышение интереса к изучению предмета;

    ·        возрастание мотивации к учебе.

    Презентация, разработанная по теме какого-либо урока, помогает воплотить в жизнь один из дидактических принципов — наглядность. Кроме того, создание презентации учащимся предполагает работу по отбору содержания, вычленение самого главного из изучаемого вопроса, составление плана и пошагового рассмотрения отдельных составляющих, овладение приемами графического оформления.

    Освоить технику создания презентаций довольно просто, как учителю, так и учащимся. В нашей школе практикуется подготовка презентаций учащимися в качестве домашнего задания по различным предметам. Учащиеся при работе находятся в комфортной психологической обстановке, они уверены в себе, в своих силах, что придает их работе особую значимость и обеспечивает дружественную среду обучения. Для этого используются анимационные фрагменты, сцены с объяснениями, которые выводятся на экран монитора в случае неверного ответа обучаемого в блоке самоконтроля. Для её реализации необходимы лишь минимальные навыки работы с устройством ввода «мышь» и с клавиатурой. Информационные презентации на уроках экологии в 11-х классах заключаются в том, что каждый ученик готовит сообщение по различным темам охраны окружающей среды. Для того чтобы выступить с докладом на аудиторию, готовится презентация, которая помогает ученику в процессе выступления. Старшеклассники, которые хорошо владеют компьютером и предметом, готовят презентации, которые учитель может использовать во время лекции по различным темам. Создание презентации учащимися включает 3 этапа: подготовительный, основной и завершающий.

    На подготовительном этапе происходит выбор темы презентации, обсуждается ее структура и содержание.

    Основной этап предполагает реализацию проекта и включает в себя работу с разными источниками информации, в том числе Интернет, подбор иллюстраций, компьютерную обработку. Учащиеся классифицируют собранный материал, анализируют его (представляя в виде схем и графиков), обобщают полученные данные.

    На завершающем этапе проводится защита презентации, осуществляется анализ, обсуждение и оценка результатов работы.

    Работа по внедрению ИКТ в процесс преподавания предметов естественного цикла включает в себя следующие этапы информатизации:

    1.     Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.

    2.     Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

    3.     Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.

    4.     Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.

    5.     Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

    Наверное, самым большим плюсом ИКТ является безграничность информации, которую могут получить учащиеся. Состав источников информации среды учения на современном этапе развития общества существенно обогатился за счет становления и быстрого развития в сфере образования компьютерной информационной сети. Среди источников информации выделяют  электронные мультимедийные издания:

    1.     электронные учебники;

    2.     электронные энциклопедии;

    3.     электронные справочники;

    4.     электронные каталоги рисунков, фото, иллюстраций, моделей, видеоматериалов, таблиц, схем, тематических презентаций и т.д.;

    5.     электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий…)

    6.     обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях: сценарии и моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)

    7.     электронные тренажеры;

    8.     электронные тесты.


     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Webnik (17.07.2012)
    Просмотров: 2189 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: