Инновациии в воспитании.
Коучинг как одна из форм воспитательной работы в классе.
С 15 по 29 июля 2009 года СарИПКиПРО в соответствии с
Приказом министра образования Саратовской области №943 от 10.06.2009г был
проведен опрос «Позитивный образ учителя глазами учеников, родителей, общества»,
в котором приняли участие 2200 респондентов. Аналитическая работа должна
проводиться с максимальной глубиной и публичностью, чтобы стать научной основой
для принятия управленческих и других решений. Важным является вывод о том, что
активность респондентов в первые дни опроса была максимальной, что отражает
степень актуальности самого мероприятия, говорит о нереализованной потребности
населения высказать свою точку зрения на самые важные аспекты работы ОУ.
Оказалось, родители и общественность недооценивает уровень предметной
компетенции педагогов почти на 9%. Только 30% участников опроса высказали
убеждение, что учителя работают в плотном контакте с родителями. Для 38% детей
крайне важно, чтобы учитель был для них экспертом в вопросах политики,
экономики, социальных проблемах. Крайне важным позитивным психологическим
моментом для системы образования области стала оценка школы как
«доброжелательной» 59% детей. В то же время около половины всех учащихся подчеркивают, что учитель не имеет
право проявлять негативные черты характера в присутствии учеников. Я привела
эти примеры. Чтобы показать, что к учителям большие требования предъявляют
абсолютно все. И на классных руководителях, в том числе, лежит задача по
созданию положительного имиджа школы и всех педагогов. Только во внеурочной
деятельности у нас есть возможность в полной мере показать связь образования с
жизнью, особенности общественной жизни, способствовать развитию личности.
Чтобы наши отношения с детьми строились естественно,
нужно понимать, в чем источник детских страхов, обид и боли. Плохих детей не
бывает: так называемое «плохое поведение» ребенка, как правило, говорит только
о том, что он не получает в жизни чего-то важного для него. Это не повод для
наказания ребенка, а сигнал к размышлению для взрослых: что-то не так в их
собственном поведении.
"Трудный ребенок”, "сложный ребенок” – нередко говорят
учителя о детях. Каких же детей мы называем трудными? Тех, с которыми нам,
взрослым, становится не легко. Почему ребенок стал таким? Ведь он не родился
"трудным”? Таким он становится под влиянием воспитания и тех условий, в которых
он находится со дня рождения. "Трудный ребенок” – есть результат неправильного
воспитания. Таким его сделали педагогические ошибки взрослых. Все дети, да и
все люди на самом деле хотят очень немногого: быть любимыми, значимыми,
важными, ощущать себя сильными и причастными к дому, в котором живут, к миру
вокруг них, к делу, которым занимаются.
Радикальные изменения,
происходящие в стране, затрагивают и усложняют условия социальной жизни
человека. В настоящее время явно наметился переход от строго регламентированной
жизни всего общества и отдельно взятого человека к выстраиванию гибких
взаимоотношений. В этой связи общество диктует системе образования запрос на
развитие свободной, ответственной, коммуникативно-активной личности, осознающей
право выбора и умеющей этот выбор совершать, действуя сознательно и
ответственно. В этом без воспитательной работы не обойтись.
В этом году мне
случилось стать классным руководителем 8 «Б» класса. Первое впечатление -
полная эйфория. Класс маленький, относительно спокойный, беспрекословно
выполняющий все поручения. Родители отзывчивые, в школе по первому приглашению.
Что не работать? (особенно в сравнении с прошлым выпуском). Один недостаток на
первый взгляд - пассивность к общественной жизни. Самонадеянно решила, я их
раскачаю. Сразу принялась за дело. Предложила ребятам принять участие в
подготовке концерта к Дню Учителя. Сразу хочется отметить их честный ответ -
«Мы не умеем». Это первый раз за 15 лет моей работы, обычно подростки говорят,
что они все знают и все умеют. Я поняла, что КТД (как это было в прошлом моем
классе) пока не получится, и я выбрала технологию наставничества. Т.е. я
сказала, что я хочу, как я это вижу, и кто будет это делать. Получились ведущие
на концерте. В этом тоже был плюс, ребята узнали, что они могут. Но в целом
подход "делай, как я говорю" редко способствует появлению
ответственности за итоговый результат и гасит творчество. В ситуации рутинной
работы это может быть допустимо, однако нужно быть готовым оставаться
наставником всегда самой постоянно брать на себя большую часть работы. Меня
этот вариант не устраивал, и от детей я ждала не только исполнительности, как и
современное общество.
Мне пришлось искать
другие формы работы, и я наткнулась на слова «если вы ожидаете от сотрудников
"олимпийской" результативности, и новых и амбициозных задач, стоящих
перед ними, необходим подход с позиций коучинга». Меня это заинтересовало. Я
сначала проанализировала литературу, связанную с этим понятием.
В последнее время
много пишут и говорят о коучинге в бизнесе, спорте и психологии. Появляются
публикации о коучинге и в образовании. В переводе с английского «Сoaching»
(Коучинг) означает наставление, воодушевление, тренерство. «To coach» –
тренировать, заниматься репетиторством,
подготавливать к экзамену или состязаниям «Coach» (коуч) – 1) частный
педагог 2) тренер; инструктор.
Различия в подходах к
решению проблемы:
- Психоаналитик выяснит у клиента, что он
чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег.
- Тренер покажет и научит, как правильно двигаться
на лыжах и дышать.
- Консультант расскажет клиенту об истории лыжного
вида спорта и видах лыж.
- Коуч встанет на лыжи рядом со своим клиентом (подопечным)
и просто спросит: Куда Вы хотите доехать и каким образом?
Некоторые авторы
выделяют следующие позиции коучинга:
• Все люди обладают
огромным внутренним потенциалом для саморазвития.
• Люди способны изменяться
только в тех случаях, когда сами хотят этого и готовы к этому.
• Наши убеждения,
относящиеся к собственным возможностям, напрямую связаны с нашими достижениями.
• Люди учатся только тогда,
когда по-настоящему вовлечены в процесс.
• Мы можем учиться с
помощью всего, что мы делаем, однако обучение происходит только тогда, когда мы
мыслим и строим планы на будущее.
• Для того чтобы помогать
другим, мы должны непрерывно прогрессировать сами.
В спорте невозможна
ситуация, когда коуч пробежит (проплывет) дистанцию или сыграет матч вместо
спортсмена. Изучение техники и отработка их "до седьмого пота"
(формальный тренинг) также является необходимым, но далеко не достаточным
условием для победы на олимпиаде. Коучинг - это возможность научить другого
большему, чем знаешь и умеешь сам (при наставничестве это невозможно). Основной
отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает человеку
найти собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно, коуч
вовсе не обязательно - эксперт в области проблемы. Но он должен быть экспертом
в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей. Во многих
ситуациях коуч вообще не дает новых знаний, но помогает поверить в себя и
использовать то, что мы уже имеем, по-новому, чтобы добиться новых результатов.
Неуверенность, страх, раздражение и прочее - эти эмоции могут стать внутренним
препятствием на пути к результату.
Кратко опишем этапы
коучинга.
1. Установление взаимоотношений коучинга. Согласование
правил работы.
2. Определение задач для конкретной встречи:
коуч: детализирует задачу на конкретную встречу
совместно с учеником; (выбрать ученикам тему выступления)
ученик: уточняет свои ожидания от конкретной встречи
(чем коуч может помочь?)
3. Исследование текущей ситуации (проблемы):
коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) и
отношение к ней ученика и помочь в том же самому ученику, задавая вопросы и
активно слушая; (почему не получается - не придумали сценок)
ученик: исследует ситуацию и свое отношение к ней
совместно с коучем (в чем его ошибка).
4. Определение внутренних и внешних препятствий на
пути к результату:
коуч: старается понять, что мешает ученику в
достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий (нет
компьютера, времени, желания? Акцент на практических затруднениях);
ученик: исследует свои внутренние и внешние
препятствия (честный ответ).
5. Выработка и анализ возможностей для преодоления
препятствий:
коуч: задает вопросы и использует другие методы,
провоцирующие ученика к поиску решений и преодолению ограничений; (Режим, кто,
когда, где)
ученик: исследует возможности для преодоления
препятствий.
6. Выбор конкретного варианта действий и составление
плана:
коуч: помогает ученику в анализе возможностей;
ученик: анализирует возможности, выбирает конкретный
вариант и составляет план действий.
7. Коуч и ученик договариваются о том, что конкретно
должно быть сделано к следующей встрече:
следующий коучинг всегда начинается с обзора -
"что сделано, что удалось и что можно было сделать лучше".
По этому плану я начала
работать при подготовке к новогоднему празднику. Первое предложение ребят,
пусть Эля Ф. споет от класса и все. Где же тогда работа класса, воспитание
активной и т.д. личности? Тогда я сказала, что Эля поет, а мы с 8А отвечаем за
мероприятие. Прогресс был только в том, что появились желающие. На этом их
участие закончилось. Когда я увидела подготовку к празднику 8а класса, я еще
раз убедилась, что с 8Б классом работать нужно по-другому, не как я привыкла. Я
начала работу по технологии коучинга. По данному плану работа получилась с
учениками Файзуллиной Э, Тугушевым К, Сущевым М и Рудницким М. Считаю.что
новогоднее выступление удалось не очень хорошо, но прогресс налицо. На сцену
вышли 8 человек, в написании сценария участвовали 9 человек (64%). Также мы,
одни из немногих, украсили кабинет к Новому году. Это была полностью инициатива
и исполнение детей.
В коучинге ключевыми
словами являются слова «важно для меня», а не
хотеть», «попробовать», «попытаться»; «мне надо», а не «я обязан». Когда
мне надо, я работаю продуктивнее, чем когда обязан. «Надо для себя, а обязан
для кого-то». Коуч говорит: «Пойдем!» и сопровождает их на пути к достижению
цели.
Известно, люди по-настоящему
могут быть ответственными только тогда, когда они принимают непосредственное
участие в постановке целей и принятии решений, когда они вовлечены в процесс
обсуждения, а не тогда, когда им навязывают решения. И здесь необходимо
совпадение целей коуча и учеников. Цель коуча – помочь ученику учиться, меняться
и достигать целей (процесс); цель ученика – решение конкретных задач и
достижение поставленных целей (процесс и результат).
В заключение важно
отметить, что основной критерий результативности коучинга – появление у
ученика в процессе обучения и воспитания того, что важно именно ему. Коуч
фокусируется на личности ребенка, который хочет быть особенным, а не на том,
чего хочет сам коуч.
|