Суббота
06.06.2020
17:36
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Полезные ссылки
  • МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева
  • ОДЭЦ
  • ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
  • Интеллектуально-творческий потенциал России
  • Сообщество учителей биологии Саратовской области
  • Здоровая школа
  • МУ "Управление образования, молодёжной политики и развития спорта"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Социальная сеть работников образования
  • Решу ЕГЭ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Инновациии в воспитании. Коучинг как одна из форм воспитательной работы в классе.

    Инновациии в воспитании.

    Коучинг как одна из форм воспитательной работы в классе.

    С 15 по 29 июля 2009 года СарИПКиПРО в соответствии с Приказом министра образования Саратовской области №943 от 10.06.2009г был проведен опрос «Позитивный образ учителя глазами учеников, родителей, общества», в котором приняли  участие 2200  респондентов. Аналитическая работа должна проводиться с максимальной глубиной и публичностью, чтобы стать научной основой для принятия управленческих и других решений. Важным является вывод о том, что активность респондентов в первые дни опроса была максимальной, что отражает степень актуальности самого мероприятия, говорит о нереализованной потребности населения высказать свою точку зрения на самые важные аспекты работы ОУ. Оказалось, родители и общественность недооценивает уровень предметной компетенции педагогов почти на 9%. Только 30% участников опроса высказали убеждение, что учителя работают в плотном контакте с родителями. Для 38% детей крайне важно, чтобы учитель был для них экспертом в вопросах политики, экономики, социальных проблемах. Крайне важным позитивным психологическим моментом для системы образования области стала оценка школы как «доброжелательной» 59% детей. В то же время около половины всех   учащихся подчеркивают, что учитель не имеет право проявлять негативные черты характера в присутствии учеников. Я привела эти примеры. Чтобы показать, что к учителям большие требования предъявляют абсолютно все. И на классных руководителях, в том числе, лежит задача по созданию положительного имиджа школы и всех педагогов. Только во внеурочной деятельности у нас есть возможность в полной мере показать связь образования с жизнью, особенности общественной жизни, способствовать развитию личности.

    Чтобы наши отношения с детьми строились естественно, нужно понимать, в чем источник детских страхов, обид и боли. Плохих детей не бывает: так называемое «плохое поведение» ребенка, как правило, говорит только о том, что он не получает в жизни чего-то важного для него. Это не повод для наказания ребенка, а сигнал к размышлению для взрослых: что-то не так в их собственном поведении.

    "Трудный ребенок”, "сложный ребенок” – нередко говорят учителя о детях. Каких же детей мы называем трудными? Тех, с которыми нам, взрослым, становится не легко. Почему ребенок стал таким? Ведь он не родился "трудным”? Таким он становится под влиянием воспитания и тех условий, в которых он находится со дня рождения. "Трудный ребенок” – есть результат неправильного воспитания. Таким его сделали педагогические ошибки взрослых. Все дети, да и все люди на самом деле хотят очень немногого: быть любимыми, значимыми, важными, ощущать себя сильными и причастными к дому, в котором живут, к миру вокруг них, к делу, которым занимаются.

    Радикальные изменения, происходящие в стране, затрагивают и усложняют условия социальной жизни человека. В настоящее время явно наметился переход от строго регламентированной жизни всего общества и отдельно взятого человека к выстраиванию гибких взаимоотношений. В этой связи общество диктует системе образования запрос на развитие свободной, ответственной, коммуникативно-активной личности, осознающей право выбора и умеющей этот выбор совершать, действуя сознательно и ответственно. В этом без воспитательной работы не обойтись.

    В этом году мне случилось стать классным руководителем 8 «Б» класса. Первое впечатление - полная эйфория. Класс маленький, относительно спокойный, беспрекословно выполняющий все поручения. Родители отзывчивые, в школе по первому приглашению. Что не работать? (особенно в сравнении с прошлым выпуском). Один недостаток на первый взгляд - пассивность к общественной жизни. Самонадеянно решила, я их раскачаю. Сразу принялась за дело. Предложила ребятам принять участие в подготовке концерта к Дню Учителя. Сразу хочется отметить их честный ответ - «Мы не умеем». Это первый раз за 15 лет моей работы, обычно подростки говорят, что они все знают и все умеют. Я поняла, что КТД (как это было в прошлом моем классе) пока не получится, и я выбрала технологию наставничества. Т.е. я сказала, что я хочу, как я это вижу, и кто будет это делать. Получились ведущие на концерте. В этом тоже был плюс, ребята узнали, что они могут. Но в целом подход "делай, как я говорю" редко способствует появлению ответственности за итоговый результат и гасит творчество. В ситуации рутинной работы это может быть допустимо, однако нужно быть готовым оставаться наставником всегда самой постоянно брать на себя большую часть работы. Меня этот вариант не устраивал, и от детей я ждала не только исполнительности, как и современное общество.

    Мне пришлось искать другие формы работы, и я наткнулась на слова «если вы ожидаете от сотрудников "олимпийской" результативности, и новых и амбициозных задач, стоящих перед ними, необходим подход с позиций коучинга». Меня это заинтересовало. Я сначала проанализировала литературу, связанную с этим понятием.

    В последнее время много пишут и говорят о коучинге в бизнесе, спорте и психологии. Появляются публикации о коучинге и в образовании. В переводе с английского «Сoaching» (Коучинг) означает наставление, воодушевление, тренерство. «To coach» – тренировать, заниматься  репетиторством, подготавливать к экзамену или состязаниям «Coach» (коуч) – 1) частный педагог 2) тренер; инструктор.

    Различия в подходах к решению проблемы:

    • Психоаналитик выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег.
    • Тренер покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать.
    • Консультант расскажет клиенту об истории лыжного вида спорта и видах лыж.
    • Коуч встанет на лыжи рядом со своим клиентом (подопечным) и просто спросит: Куда Вы хотите доехать и каким образом?

    Некоторые авторы выделяют следующие позиции коучинга:

    • Все люди обладают огромным внутренним потенциалом для саморазвития.

    • Люди способны изменяться только в тех случаях, когда сами хотят этого и готовы к этому.

    • Наши убеждения, относящиеся к собственным возможностям, напрямую связаны с нашими достижениями.

    • Люди учатся только тогда, когда по-настоящему вовлечены в процесс.

    • Мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем, однако обучение происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на будущее.

    • Для того чтобы помогать другим, мы должны непрерывно прогрессировать сами.

    В спорте невозможна ситуация, когда коуч пробежит (проплывет) дистанцию или сыграет матч вместо спортсмена. Изучение техники и отработка их "до седьмого пота" (формальный тренинг) также является необходимым, но далеко не достаточным условием для победы на олимпиаде. Коучинг - это возможность научить другого большему, чем знаешь и умеешь сам (при наставничестве это невозможно). Основной отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно, коуч вовсе не обязательно - эксперт в области проблемы. Но он должен быть экспертом в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей. Во многих ситуациях коуч вообще не дает новых знаний, но помогает поверить в себя и использовать то, что мы уже имеем, по-новому, чтобы добиться новых результатов. Неуверенность, страх, раздражение и прочее - эти эмоции могут стать внутренним препятствием на пути к результату.

    Кратко опишем этапы коучинга.

    1. Установление взаимоотношений коучинга. Согласование правил работы.

    2. Определение задач для конкретной встречи:

    коуч: детализирует задачу на конкретную встречу совместно с учеником; (выбрать ученикам тему выступления)

    ученик: уточняет свои ожидания от конкретной встречи (чем коуч может помочь?)

    3. Исследование текущей ситуации (проблемы):

    коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) и отношение к ней ученика и помочь в том же самому ученику, задавая вопросы и активно слушая; (почему не получается - не придумали сценок)

    ученик: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем (в чем его ошибка).

    4. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

    коуч: старается понять, что мешает ученику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий (нет компьютера, времени, желания? Акцент на практических затруднениях);

    ученик: исследует свои внутренние и внешние препятствия (честный ответ).

    5. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

    коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие ученика к поиску решений и преодолению ограничений; (Режим, кто, когда, где)

    ученик: исследует возможности для преодоления препятствий.

    6. Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

    коуч: помогает ученику в анализе возможностей;

    ученик: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

    7. Коуч и ученик договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече:

    следующий коучинг всегда начинается с обзора - "что сделано, что удалось и что можно было сделать лучше".

    По этому плану я начала работать при подготовке к новогоднему празднику. Первое предложение ребят, пусть Эля Ф. споет от класса и все. Где же тогда работа класса, воспитание активной и т.д. личности? Тогда я сказала, что Эля поет, а мы с 8А отвечаем за мероприятие. Прогресс был только в том, что появились желающие. На этом их участие закончилось. Когда я увидела подготовку к празднику 8а класса, я еще раз убедилась, что с 8Б классом работать нужно по-другому, не как я привыкла. Я начала работу по технологии коучинга. По данному плану работа получилась с учениками Файзуллиной Э, Тугушевым К, Сущевым М и Рудницким М. Считаю.что новогоднее выступление удалось не очень хорошо, но прогресс налицо. На сцену вышли 8 человек, в написании сценария участвовали 9 человек (64%). Также мы, одни из немногих, украсили кабинет к Новому году. Это была полностью инициатива и исполнение детей.

    В коучинге ключевыми словами являются слова «важно для меня», а не  хотеть», «попробовать», «попытаться»; «мне надо», а не «я обязан». Когда мне надо, я работаю продуктивнее, чем когда обязан. «Надо для себя, а обязан для кого-то». Коуч говорит: «Пойдем!» и сопровождает их на пути к достижению цели.

    Известно, люди по-настоящему могут быть ответственными только тогда, когда они принимают непосредственное участие в постановке целей и принятии решений, когда они вовлечены в процесс обсуждения, а не тогда, когда им навязывают решения. И здесь необходимо совпадение целей коуча и учеников. Цель коуча – помочь ученику учиться, меняться и достигать целей (процесс); цель ученика – решение конкретных задач и достижение поставленных целей (процесс и результат).

    В заключение важно отметить, что основной критерий результативности коучинга – появление у ученика в процессе обучения и воспитания того, что важно именно ему. Коуч фокусируется на личности ребенка, который хочет быть особенным, а не на том, чего хочет сам коуч.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Webnik (17.07.2012)
    Просмотров: 2156 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: