Суббота
06.06.2020
17:56
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Полезные ссылки
  • МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева
  • ОДЭЦ
  • ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
  • Интеллектуально-творческий потенциал России
  • Сообщество учителей биологии Саратовской области
  • Здоровая школа
  • МУ "Управление образования, молодёжной политики и развития спорта"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Социальная сеть работников образования
  • Решу ЕГЭ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Инновации в образовании

    ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. РОЛЬ  ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИИ

    Вопрос инноваций в образовании является одним из самых актуальных в современном обществе. Его актуальность определяется задачами, которые ставят перед обществом вообще и педагогической общественностью в частности Приоритетный национальный проект «Образование», Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

    Инновации в образовании - это «целенаправленное изменение педагогической системы или ее отдельных элементов, вносящее в среду внедрения стабильные новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое и соответствующие прогрессивным тенденциям в развитии общества» (В.И.Звягинский).

    В России отмечается низкая инновационная активность большинства педагогов. Это связано с психологической, методической, технологической неготовностью к изменениям. Необходимо  формировать инновационное мышление педагогов.

    В условиях рыночной экономики неопределенность выступает, как постоянный фактор. Возрос жизненный темп, происходит быстрое обновление информации и технологий, т.е. развитие общества становится инновационным. Существенно возрастает доля творческого компонента, нестандартных решений. Обостряется конкуренция и выживает тот, у кого более эффективное производство. Изменить ситуацию может  образование.  В концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования. Развитие учительского потенциала – одно из основных направлений инициативы «Наша новая школа». Образование – социальная сфера. В образовательном процессе формируется личность и ее мировоззрение. Конечный продукт – качество образования.

    Современное общество предъявляет новые требования к выпускникам школ. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает нацеленность на способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых приобретаются навыки изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

    «Для современного молодого человека социализация в школьные годы не менее важна, чем знания (которые, как известно, необходимо обновлять, как минимум, раз в пять лет). Человек должен уметь учиться, оставаясь вовлеченным в жизнь социума. Школа должна решать не только сиюминутные задачи, давая знания, необходимые для поступления в вуз, но и готовить ученика к будущей жизни, гарантируя успешную социализацию». (А. Фурсенко)

    Монографическое исследование функций профессионально-педагогической деятельности современного учителя показало [13], что направленность педагогов на достижение так называемых знаниевых результатов практически не изменилась. С точки зрения современных приоритетов в отношении результатов школьного образования, вызывает опасение факт главенствующего значения знаниевого компонента для подавляющего числа учителей (около 70 %), который дополняется такими ориентирами как «развитие познавательных способностей» (74 %) и «подготовка к поступлению в вуз» (50 %) в ущерб таким показателям, как «опыт социального взаимодействия» (20 %), «опыт общественной деятельности» (26 %). По мнению 17 % учителей  современная школа дает недостаточно знаний.

    Исследование мнений учащихся о первоочередных задачах школы говорит о следующем: учащиеся исходят из того, что школа должна в первую очередь готовить к самостоятельному решению различных жизненных проблем,  обеспечивая подготовку к будущей трудовой деятельности.

    Анализ ответов родителей учащихся на тот же самый вопрос показал, что их позиции в основном совпадают с позицией учащихся, однако, родители больше ориентированы на «знаниевые» результаты образования, а дети – на развитие потенциала личности, который выражается в умении действовать самостоятельно и творчески, см. диаграмму на рис.1.


    Рис. 1. Сравнение ориентаций учителей, родителей и учащихся на различные результаты образования

     Таким образом, анализ результатов позволяет сделать вывод о рассогласовании профессиональных установок учителей. А именно их ориентаций на знания, с ценностями учащихся (до 80 % выпускников основной и учащихся старшей школы полагают, что школа должна учить самостоятельности мысли и учения, создавать возможности для творчества в познании, «учить тому, что требует современная жизнь» - высказывание из эссе одного из выпускников).

    Результаты явно демонстрируют, что учащиеся оказались чувствительнее к изменениям социокультурной ситуации, и их ожидания заключаются в том, что школа должна готовить к самостоятельной жизнедеятельности (что в исследовании и трактуется через понятие «качество образования»).

    В современном образовании инновации уже имеют место быть. Это изменение типологии образовательных учреждений (Автономные, бюджетные, казенные), новая система оплаты труда и аттестации педагогических работников, государственно-общественный характер управления, тьюторство, модераторство, инновационные педагогические технологии и т.д.

     «Конечно, обеспечить должное качество школьного образования невозможно без педагогических кадров, подготовленных должным образом и заинтересованных в результатах своего труда». (А.Фурсенко)

    Педагогу отводится одна из ведущих ролей в образовании. Он обучает и воспитывает, осуществляет методическую, управленческую, организаторскую деятельность. Он вынужден постоянно меняться и совершенствоваться, приобретать новые современные знания и в области предмета, и в области педагогики и психологии.

    Труднее и страшнее всего педагогу стать инициатором инновации в образовании. Гораздо легче работать «по старинке». С удовлетворением можно отметить, что последнее время появились педагоги, которые активно все чаще и по собственной инициативе включаются в исследовательскую деятельность, выполняют функции модератора, тьютора, коуча, активно привлекают к работе психологов, проводят психологические и педагогические тренинги, подключаются к экспериментальной деятельности. К обеспечению современного качества образования должен быть готов современный учитель. Обновление содержания образования требует сегодня серьезного научно-методического сопровождения.

    Современный старшеклассник стоит на пороге социального взросления. У него появляются конкретные жизненные планы. Однако стандартность мышления молодых людей, неготовность к творческой деятельности, неспособность принимать самостоятельные решения, вести поиск характерны для большинства выпускников школ. Одним из способов решения данной проблемы является введение профильного обучения в старших классах. Однако, ввиду сложной экономической ситуации многие школы не могут реализовать идею профилизации образования в полной мере, не могут удовлетворить все запросы обучающихся. Особенно актуально это для  школ небольших населенных пунктов.

    Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педагогических кадров, готовности к инновациям.

    Инновационные подходы в управлении методической работой требуют наполнения ее функций новым содержанием, новыми видами деятельности на основе диагностического подхода, который во главу угла ставит личность педагога с его профессиональными запросами и потребностями.

     

    Модернизация современного образования заключается в предоставлении возможности каждому ученику проявить свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личностных планов. В связи с этим остро встает вопрос об организации активной познавательной и творческой деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта как основы, без которой невозможна самореализация личности на последующих этапах жизни.

    «Новая школа» требует и новых учителей, владеющих психолого-педагогическими знаниями об особенностях развития школьников, являющихся профессионалами в других областях деятельности, способных помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

    Качество знаний учащихся напрямую зависит от профессионального мастерства учителя, методически правильно разработанных уроков и любви педагога к своему делу.

    Поведение старшеклассника все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. В этом возрасте для школьника важно понимание сущности и смысла производимых действий, Креативные ситуации в урочной и внеурочной деятельности, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными.

     
     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Webnik (17.07.2012)
    Просмотров: 2387 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: