ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИИ
Вопрос инноваций в образовании является одним из самых
актуальных в современном обществе. Его актуальность определяется задачами,
которые ставят перед обществом вообще и педагогической общественностью в
частности Приоритетный национальный проект «Образование», Государственная
программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение
современной модели образования в 2009-2012 годы», Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года
и Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Инновации в образовании - это «целенаправленное
изменение педагогической системы или ее отдельных элементов, вносящее в среду
внедрения стабильные новшества, вызывающие переход системы из одного состояния
в другое и соответствующие прогрессивным тенденциям в развитии общества»
(В.И.Звягинский).
В России отмечается низкая инновационная активность большинства педагогов. Это связано с
психологической, методической, технологической неготовностью к изменениям.
Необходимо формировать инновационное
мышление педагогов.
В условиях рыночной экономики неопределенность выступает, как постоянный фактор. Возрос жизненный темп, происходит
быстрое обновление информации и технологий, т.е. развитие общества становится инновационным. Существенно возрастает
доля творческого компонента,
нестандартных решений. Обостряется
конкуренция и выживает тот, у кого более эффективное производство.
Изменить ситуацию может
образование. В концепции долгосрочного
социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
первая
задача - обеспечение
инновационного характера базового образования. Развитие учительского потенциала
– одно из основных направлений инициативы «Наша новая школа». Образование
– социальная сфера. В образовательном процессе формируется личность и ее
мировоззрение. Конечный продукт – качество образования.
Современное общество предъявляет новые требования к
выпускникам школ. Главным результатом школьного образования должно стать его
соответствие целям опережающего развития. Это означает нацеленность на способы
и технологии, которые пригодятся в будущем. Вовлечение в исследовательские
проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых
приобретаются навыки изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг
другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
«Для современного молодого человека
социализация в школьные годы не менее важна, чем знания (которые, как известно,
необходимо обновлять, как минимум, раз в пять лет). Человек должен уметь
учиться, оставаясь вовлеченным в жизнь социума. Школа должна решать не только
сиюминутные задачи, давая знания, необходимые для поступления в вуз, но и
готовить ученика к будущей жизни, гарантируя успешную социализацию». (А.
Фурсенко)
Монографическое исследование функций
профессионально-педагогической деятельности современного учителя показало [13],
что направленность педагогов на достижение так называемых знаниевых результатов
практически не изменилась. С точки зрения современных приоритетов в отношении
результатов школьного образования, вызывает опасение факт главенствующего
значения знаниевого компонента для подавляющего числа учителей (около 70 %),
который дополняется такими ориентирами как «развитие познавательных
способностей» (74 %) и «подготовка к поступлению в вуз» (50 %) в ущерб таким
показателям, как «опыт социального взаимодействия» (20 %), «опыт общественной
деятельности» (26 %). По мнению 17 % учителей современная школа дает
недостаточно знаний.
Исследование мнений учащихся о первоочередных задачах
школы говорит о следующем: учащиеся исходят из того, что школа должна в первую
очередь готовить к самостоятельному решению различных жизненных проблем,
обеспечивая подготовку к будущей трудовой деятельности.
Анализ ответов родителей учащихся на тот же самый
вопрос показал, что их позиции в основном совпадают с позицией учащихся,
однако, родители больше ориентированы на «знаниевые» результаты образования, а
дети – на развитие потенциала личности, который выражается в умении действовать
самостоятельно и творчески, см. диаграмму на рис.1.
Рис. 1. Сравнение ориентаций учителей, родителей и
учащихся на различные результаты образования
Таким образом, анализ результатов позволяет сделать вывод о
рассогласовании профессиональных установок учителей. А именно их ориентаций на
знания, с ценностями учащихся (до 80 % выпускников основной и учащихся старшей
школы полагают, что школа должна учить самостоятельности мысли и учения,
создавать возможности для творчества в познании, «учить тому, что требует современная
жизнь» - высказывание из эссе одного из выпускников).
Результаты явно демонстрируют, что учащиеся оказались
чувствительнее к изменениям социокультурной ситуации, и их ожидания заключаются
в том, что школа должна готовить к самостоятельной жизнедеятельности (что в
исследовании и трактуется через понятие «качество образования»).
В современном образовании инновации уже имеют место
быть. Это изменение типологии образовательных учреждений (Автономные,
бюджетные, казенные), новая система оплаты труда и аттестации педагогических
работников, государственно-общественный характер управления, тьюторство,
модераторство, инновационные педагогические технологии и т.д.
«Конечно,
обеспечить должное качество школьного образования невозможно без педагогических
кадров, подготовленных должным образом и заинтересованных в результатах своего
труда». (А.Фурсенко)
Педагогу отводится одна из ведущих ролей в
образовании. Он обучает и воспитывает, осуществляет методическую,
управленческую, организаторскую деятельность. Он вынужден постоянно меняться и
совершенствоваться, приобретать новые современные знания и в области предмета,
и в области педагогики и психологии.
Труднее и страшнее всего педагогу стать инициатором
инновации в образовании. Гораздо легче работать «по старинке». С
удовлетворением можно отметить, что последнее время появились педагоги, которые
активно все чаще и по собственной инициативе включаются в исследовательскую
деятельность, выполняют функции модератора, тьютора, коуча, активно привлекают
к работе психологов, проводят психологические и педагогические тренинги,
подключаются к экспериментальной деятельности. К обеспечению современного
качества образования должен быть готов современный учитель. Обновление
содержания образования требует сегодня серьезного научно-методического
сопровождения.
Современный старшеклассник стоит на пороге социального
взросления. У него появляются конкретные жизненные планы. Однако стандартность
мышления молодых людей, неготовность к творческой деятельности, неспособность
принимать самостоятельные решения, вести поиск характерны для большинства
выпускников школ. Одним из способов решения данной проблемы является введение
профильного обучения в старших классах. Однако, ввиду сложной экономической
ситуации многие школы не могут реализовать идею профилизации образования в
полной мере, не могут удовлетворить все запросы обучающихся. Особенно актуально
это для школ небольших населенных
пунктов.
Инновационные процессы, происходящие в образовательных
учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической
работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педагогических
кадров, готовности к инновациям.
Инновационные подходы в управлении методической
работой требуют наполнения ее функций новым содержанием, новыми видами
деятельности на основе диагностического подхода, который во главу угла ставит
личность педагога с его профессиональными запросами и потребностями.
Модернизация современного образования заключается в
предоставлении возможности каждому ученику проявить свой творческий потенциал,
подразумевающий возможность реализации личностных планов. В связи с этим остро
встает вопрос об организации активной познавательной и творческой деятельности
учащихся, способствующей накоплению творческого опыта как основы, без которой
невозможна самореализация личности на последующих этапах жизни.
«Новая школа» требует и новых учителей, владеющих
психолого-педагогическими знаниями об особенностях развития школьников,
являющихся профессионалами в других областях деятельности, способных помочь
учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными
в себе людьми.
Качество знаний учащихся напрямую зависит от
профессионального мастерства учителя, методически правильно разработанных
уроков и любви педагога к своему делу.
Поведение старшеклассника все больше становится
целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую роль играют
сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные
принципы. В этом возрасте для школьника важно понимание сущности и смысла
производимых действий, Креативные ситуации в урочной и внеурочной деятельности,
в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего
школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными.
|